barmalej000 (barmalej000) wrote,
barmalej000
barmalej000

Скорблю

Человек
.
День Памяти... Поэта
.
25 июля 1980 года, ровно 35 лет назад, умер Владимир Семёнович Высоцкий. Для каждого Владимир Высоцкий – свой. Он не воевал, но так пел про Великую Отечественную, что плакали ветераны. Не штурмовал вершины, но нашел правильные слова про горы и альпинистов. Мог достучаться до душ даже тех, кто не понимает или не приемлет бардовскую песню в принципе. И когда сейчас кто-то говорит, будто он был типичным богемным диссидентом, в нас клокочет протест. В Высоцком совершенно очевидно то, что можно выразить лишь избитым термином «почвенность». Нет, конечно, не «достоевская», но какая-то особенная — этакое русско-советское ощущение экзистенциального отчаяния в окружающей беспочвенности.
.
Проходят десятилетия, и от огромного наследия Высоцкого остались, быть может, два-три десятка текстов, но эти тексты сверкают как золото. Может быть, черное, но золото. Остается яркий поэт-романтик, восходящий к Гумилеву и Константину Симонову (а посредством того — к Киплингу), остается автор честных мужских песен о судьбе на грани жизни и смерти, остается поэт, сумевший гениально проникнуть в душу солдата, вращающего землю сапогами. И оказывается, этого не так уж и мало — здесь, особенно в военных песнях — Высоцкий сумел взять вершины, которые оказались недоступны ни предшественникам, ни современникам.
.

.
Фронтовикам часто застило глаза то, что они видели — Высоцкий выразил энергию смысла, которую можно передать от видевших не видевшим. Когда наше поколение оказалось накоротке с другой войной, на ум прежде всего приходят строчки из Высоцкого. Его мечты обретают плоть и кровь. Это ведь один из главных мотивов Высоцкого — боль опоздавшего поколения, книжных детей, не знавших битв, которые хотели под танки, но не досталось им даже по пуле и которые от пустоты, незаполненности жизни уходят — кто с финкой в подворотню, кто в пьянку, кто «на севера», кто выматывает лишнюю энергию в альпинизме или спорте.
.
Мир Высоцкого — это мир людей, которые молятся, как на богов, на своих отцов, победивших в войну, и сами изнывают от отсутствия большого дела. По текстам Высоцкого в конце 60‑х видно, что он очень надеется на войну СССР с маоистским Китаем и на то, что его поколению выпадет свой шанс показать себя в деле. Войны этой, слава Богу, не случилось, но боль от отсутствия настоящей борьбы буквально раздирает всю его поэзию, одной из вершин которой, несомненно, является «Баллада о борьбе».
.
Только в гpезы нельзя насовсем убежать:
Кpаткий век у забав — столько боли вокpуг!
Постаpайся ладони у меpтвых pазжать
И оpужье пpинять из натpуженных pук.
.
Мир Высоцкого внезапно сбылся и наполнился значением в наши дни. Сегодня пафос баллады, казавшийся в 1975 году натянутым, совершенно понятен и в объяснениях не нуждается. Сегодня мы стоим над свежевырытыми братскими могилами, а люди с оружием разыскивают по интернету родственников убитых ими врагов, чтобы достойно похоронить погибших. Сегодня через день ты читаешь монологи людей, один к одному совпадающие по живой интонации с песней про не вернувшегося из боя.
.
«Наши мертвые нас не оставят в беде, наши павшие — как часовые…» Мертвые сильны, они сражаются, они склоняют чашу весов в великих битвах в нашу пользу. Наши предки умели видеть своих мертвых на полях сражений, например, Бориса и Глеба да Александра Невского, спешащих на помощь на поле Куликово. И Высоцкому судьба вручила удивительный дар — сражаться посмертно.
.
Архангел нам скажет: "В раю будет туго!"
Но только ворота - щелк, -
Мы Бога попросим: "Впишите нас с другом
В какой-нибудь ангельский полк!"
И я попрошу Бога, Духа и Сына, -
Чтоб выполнил волю мою:
Пусть вечно мой друг защищает мне спину,
Как в этом последнем бою...

отсюда - https://vk.com/id86599575


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment